Запасные части, комплектующие детали и ремонт автомобилей Камаз-5320, 4310, 55111, 43118, 65115, 6520

Рама и подвески автомобиля Камаз-4308


Рама автомобиля Камаз-4308

Рама автомобиля Камаз-4308 штампованная, клепаная, состоит из двух лонжеронов постоянного швеллерного сечения, соединенных поперечинами, имеет внутренние усилители лонжеронов. В передней части рама снабжена балкой нижнего пояса с двумя буксирными вилками.

Лонжероны изготовлены из полосовой низколегированной стали. Сечение лонжерона 240x80x7 мм. Кронштейны опор силового агрегата, опор кабины и передней подвески соединены с деталями рамы заклепками и болтами с гайками.

При ремонте рамы Камаз-4308 надо проверить плотность заклепочных соединений, обстукивая головки заклепок молотком.

В случае дрожания или смещения головки заклепки под ударами молотка их необходимо срубить и заменить болтовыми соединениями. В полках лонжеронов и поперечин не должно быть трещин.

Проверить состояние окраски рам: удалить коррозию, а места с поврежденной окраской подкрасить.

Компоненты подвесок автомобиля Камаз-4308

Подвеска автомобиля Камаз-4308 воспринимает основные динамические нагрузки от воздействия неровностей дороги.

Для обеспечения большей плавности хода и повышения устойчивости при движении в его передней подвеске установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия и стабилизатор поперечной устойчивости.

Передняя подвеска Камаз-4308 (рис. 36) состоит из двух продольных полуэллиптических рессор 1, работающих совместно с двумя гидравлическими, телескопическими амортизаторами 48 и двумя полыми резиновыми буферами 17 сжатия.

В средней части рессоры прикреплены двумя стремянками 12 к площадке балки передней оси.

Между рессорами и балкой установлены кронштейны 6 крепления амортизаторов 48.



Рис. 36. Передняя подвеска Камаз-4308

1 - рессора; 2 - ушко со втулкой и манжетами; 3 - проставка; 4 - втулка буфера; 6 - кронштейн амортизатора; 7 - передний кронштейн рессоры; 8 - верхний кронштейн амортизатора; 9 - задний кронштейн рессоры; 10 - накладка ушка; 12 - стремянка передней рессоры; 13 - накладка передней рессоры; 14 - упругий элемент; 15 -палец ушка; 16 - опора рессоры; 17 - буфер передней рессоры; 18 - чашка буфера; 20 - палец крепления
амортизатора; 21 - втулка крепления амортизатора; 22, 23 - шайба упорная; 25 - гайка стремянки рессоры; 30, 31 - гайка; 33. 35, 36, 38, 43 - болт; 40, 41 - шайба пружинная; 44 - масленка; 48 - амортизатор.

Передние концы рессор с помощью отъемных ушков 2 и пальцев 15 прикреплены к кронштейнам 7.

Внутри отъемных ушков установлены бронзовые втулки, повышающие износостойкость соединений с пальцами рессор. Задние концы передних рессор опираются на задний кронштейн 9 рессоры.

Два листа рессор прямоугольного сечения. Пальцы 15 рессор смазываются через масленки 44.

Амортизаторы передней подвески Камаз-4308 соединены с рамой автомобиля Камаз-4308 и передней осью при помощи пальцев 20 и резиновых втулок 21.

Втулки компенсируют перекосы и смягчают ударные нагрузки, передаваемые от оси автомобиля Камаз-4308 на раму.

При движении автомобиля Камаз-4308 по дороге с небольшими препятствиями амплитуда колебаний подвески незначительна и сопротивление, создаваемое амортизаторами, невелико.

На неровной дороге амплитуда колебаний подвески возрастает, при этом амортизатор оказывает большое сопротивление, предотвращая раскачивание автомобиля и поглощая энергию, как при плавном, так и при резком сжатии и отдаче рессор.

Для ограничения хода передней подвески служат резиновые полые буферы 17, закрепленные на лонжеронах рамы.

Рис. 37. Амортизатор Камаз-4308

1 - верхняя головка; 2 - кожух защитный; 3 - гайка; 4 - сальник; 5 - уплотнительное кольцо; 6 - корпус сальника; 7 - шток; 8 - поршень; 9 - поршневое кольцо; 10 - гайка; 11 - корпус клапана сжатия; 12 - нижняя головка; 13 - корпус; 14 - цилиндр.

Амортизатор Камаз-4308 (рис. 37) верхней проушиной прикреплен к кронштейну 8 на раме, а нижней - к нижнему кронштейну 6 амортизатора.

Принцип действия гидравлических амортизаторов заключается в следующем:

При относительном перемещении подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля Камаз-4308 имеющаяся в амортизаторе жидкость, перетекая из одной его полости в другую через небольшие отверстия, оказывает сопротивление вертикальному перемещению штока и гасит колебания рессор.

В зависимости от скорости перемещения штока (колебания подвески) работа амортизатора передней подвески Камаз-4308 подразделяется на два режима:

- Дроссельный режим работы амортизатора. При малых скоростях перемещения штока (ровная дорога) амортизаторная жидкость проходит через перепускные клапаны в зависимости от хода сжатия или отбоя.

- Клапанный режим работы амортизатора. С увеличением скорости движения поршня примерно до 0,2...0,25 м/с (неровная дорога) амортизаторная жидкость проходит через клапаны в зависимости от хода сжатия или отбоя.

Задняя подвеска Камаз-4308 (рис. 38) состоит из двух продольных полуэллиптических рессор 1 и дополнительных рессор 6.

Задняя подвеска Камаз-4308 имеет амортизаторы 66 и стабилизатор поперечной устойчивости, который увеличивает угловую жесткость подвески, уменьшая угол крена подрессоренной части при действии поперечной (боковой) силы, повышает устойчивость.

Передние концы основной рессоры прикреплены к кронштейнам 3 рамы с помощью отъемных ушков 2, пальцев 12. В ушко запрессована втулка. Палец смазывают через пресс-масленки 63.

Задние концы рессор скользят по поверхности кронштейна 9.

Для ограничения хода моста вверх и смягчения его ударов о раму на лонжеронах установлены буферы 1.

Дополнительная рессора состоит из прямоугольных листов переменного сечения.

Концы рессор скользящие. В средней части дополнительная рессора крепится к основной рессоре стремянками 22 через проставку 30.



Рис. 38. Задняя подвеска Камаз-4308

1 - рессора передняя; 2 - ушко с втулкой и манжетами; 3 - кронштейн передний; 4 - буфер задней рессоры; 5,8 - кронштейн дополнительной рессоры; 6 - рессора дополнительная; 7 - кронштейн амортизатора верхний; 9 - кронштейн задний; 10 - накладка ушка; 11 - подушка задней рессоры; 12 - палец ушка; 13 - вкладыш; 15 - палец крепления амортизатора; 16 - втулка крепления амортизатора; 17, 18 - шайба упорная; 20 - втулка стабилизатора; 22 - стремянка задней рессоры; 23 - накладка задней рессоры; 25 - прокладка стремянки задней рессоры; 27, 28 - накладка стремянок; 30 - проставка дополнительной рессоры; 32 - штанга стабилизатора; 33 - подушка стабилизатора; 34 - стойка стабилизатора; 35 - ось стабилизатора; 42 - кольцо В75; 44, 45, 48,62, 64 - гайка; 50, 51, 53, 54 - болт; 57, 58, 59 - шайба пружинная; 63 - масленка; 66 - амортизатор.

Техническое обслуживание передней и задней подвесок автомобилей Камаз-4308

При техническом обслуживании выполняются следующие операции:

- закрепить стяжные болты проушин передних кронштейнов передних рессор;

- закрепить стяжные болты задних кронштейнов передних и задних рессор Камаз-4308;

- закрепить болты и гайки переднего и заднего стабилизатора поперечной устойчивости;

- смазать пальцы передних и задних рессор;

- закрепить стремянки передних и задних рессор;

- закрепить болты крепления отъемных ушков передних и задних рессор Камаз-4308;

- закрепить клинья пальцев передних и задних рессор;

- закрепить кронштейны задней подвески к раме;

Ремонт передней и задней подвесок Камаз-4308

При разборке рессор задней подвески Камаз-4308:

- Замерить зазоры между пальцами и втулками отъемных ушков. Номинальный зазор между пальцем и втулкой 0,08...0,23 мм при номинальном диаметре пальца 29,95...30,00 мм. Если зазор больше 2 мм, то заменить изношенные детали.

- Заменить втулки со значительными выкрашиваниями на одном из торцев (свыше 60% от поверхности торца втулки).

- Для предохранения опор рессор задней подвески от интенсивного износа на их опорные и боковые поверхности наплавлен слой твердого сплава на глубину 2-4 мм.

- При износе этого слоя произвести его повторную наплавку электродом. При износе более 10 мм боковых поверхностей коренных листов рессоры в местах контакта со щекой опоры повернуть 2 коренных листа на 180°.

- При сборке рессор смазать графитной смазкой трущиеся поверхности листов, так же смазать ушки и пальцы передних и задних рессор. Передние и задние рессоры устанавливать на автомобиль Камаз-4308 попарно с разницей прогиба не более 10 мм.

Во избежание поломок рессор и износа щек башмаков Камаз-4308 при проведении ремонта:

- гайки крепления стремянок передних рессор затягивать с моментом 650-750 Нм (65-75 кг/см);

- гайки крепления стремянок задних рессор затягивать с моментом 440-500 Нм (44-50 кг/см);

При появлении на амортизаторе следов подтекания масла снять амортизатор с автомобиля и подтянуть гайку резервуара. Если течь не устраняется подтягиванием гайки резервуара, заменить амортизатор.

Замена передней рессоры Камаз-4308

Для снятия передней рессоры Камаз-4308:

- отвернуть гайку стяжного болта заднего кронштейна рессоры, снять болт;

- отсоединить амортизатор в нижней опоре;

- поднять за раму переднюю часть автомобиля Камаз-4308, установить подставку под раму и опустить на нее автомобиль, при этом обеспечить зазор между коренным листом и опорой на заднем кронштейне рессоры 40...80 мм;

- отвернуть гайки стяжных болтов проушин переднего кронштейна рессоры, снять болты и выбить палец;

- закрепить рессору в подъемном приспособлении;

- отвернуть гайки стремянок крепления рессоры к балке передней оси, снять накладку рессоры;

- подъемным приспособлением снять рессору с передней оси.

Для установки передней рессоры Камаз-4308:

- подъемным приспособлением опустить рессору на переднюю ось, предварительно установив кронштейн амортизатора под рессору;

- установить накладку рессоры;

- вставить стремянки рессоры в отверстия площадки передней оси и затянуть гайки стремянки;

- подвести передний конец рессоры к кронштейну, совместить отверстие ушка рессоры с отверстиями в кронштейне, вставить палец и стяжной болт и закрепить;

- поднять за раму переднюю часть автомобиля Камаз-4308, убрать подставку и опустить автомобиль;

- вставить упругий элемент, опору рессоры и стяжной болт в задний кронштейн рессоры и закрепить его;

- присоединить амортизатор к передней оси.

Проконтролировать момент затяжки гаек стремянок. Смазать палец ушка рессоры через пресс-масленку до появления свежей смазки из втулки ушка.

Замена задней рессоры автомобиля Камаз-4308

Для снятия задней рессоры Камаз-4308:

- установить противооткатные клинья под передние колеса;

- снять ограничители качания мостов;

- поднять за раму заднюю часть автомобиля, установить подставку под раму и опустить автомобиль на нее, при этом обеспечить зазоры между концами рессоры и опорами не менее 25...30 мм;

- отвернуть гайку клина ушка переднего кронштейна, вывернуть масленку, выбить палец;

- отвернуть гайку стяжного болта заднего кронштейна рессоры, снять пружинную шайбу, вынуть (выбить) болт;

- отсоединить амортизатор и стабилизатор поперечной устойчивости в нижней опоре Камаз-4308;

- отвернуть гайки стремянок рессоры и снять стремянки, накладку рессоры;

- подъемным приспособлением снять рессору с заднего моста;

- вывернуть болты крепления кронштейнов дополнительной рессоры, снять рессору.

Для установки задней рессоры Камаз-4308:

- установить дополнительную рессору, закрепив кронштейны на лонжероне рамы;

- подъемным приспособлением установить рессору на площадку заднего моста, предварительно установив проставку рессоры;

- установить накладку рессоры, стремянки с подкладками, совместив их центрирующие элементы, и затянуть гайки стремянок;

- подвести передний конец рессоры Камаз-4308 к кронштейну, совместить отверстие ушка рессоры с отверстиями в кронштейне, вставить палец, закрепить его клином;

- ввернуть масленку в палец ушка рессоры и смазать палец смазкой;

- установить задние концы рессоры в кронштейн, вставить болт и затянуть гайку крепления стяжного болта;

- присоединить амортизатор и стабилизатор поперечной устойчивости к нижней опоре;

- поднять заднюю часть автомобиля, убрать подставку и опустить автомобиль;

- убрать противооткатные клинья из-под передних колес Камаз-4308;

- проконтролировать моменты затяжки гаек стремянок;

- смазать палец ушка рессоры до появления свежей смазки из втулки ушка.

Замена стабилизатора поперечной устойчивости Камаз-4308

Для снятия стабилизатора поперечной устойчивости Камаз-4308:

- снять стопорные кольца;

- выбить полиуретановые подушки из стоек;

- отвернуть гайку пальца крепления стабилизатора;

- выбить палец, удалить полиуретановые втулки;

- снять штангу стабилизатора.

 

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________