Запасные части, комплектующие детали и ремонт автомобилей Камаз-5320, 4310, 55111, 43118, 65115, 6520

Коробка переключения передач КПП Камаз 141

Коробка передач КПП Камаз-141 служит для передачи крутящего момента, изменения крутящего момента по величине и направлению, длительного отсоединения двигателя от трансмиссии, а также отбора мощности на привод вспомогательных агрегатов.

Коробка передач 141 применяется для автомобилей Камаз 43253, 43505, 4308.

Модернизированная КПП Камаз модели 141. При модернизации усилены зубчатые муфты синхронизатора 4-5 передачи, первичного вала КПП и шестерни 5 передачи за счет увеличения высоты зуба, изменены замки от самовыключения синхронизатора 4-5 передачи, исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4-5 передачи и вторичный вал, что позволило на 15-20% повысить долговечность коробки передач.

Применяется КПП Камаз 141 для автомобилей с двигателями, имеющими крутящий момент до 850 Нм включительно.

Коробка передач Камаз 141 устанавливается в основном на одиночных автомобилях и автобусных шасси. Тип коробки передач КПП Камаз – механическая, пятиступенчатая с трехходовым механизмом переключения.

Отличаются КПП Камаз 141 и 142 передаточными числами. Коробка Камаз 141 имеет ускоряющую передачу и при некотором снижении тяговых свойств обеспечивает транспортному средству более высокую скорость передвижения.

Техническая характеристика коробки передач Камаз 141

Номер передачи и передаточные числа:

1 - 5,62; 2 - 2,89; 3 - 1,64; 4 – 1; 5 - 0,742; Задний Ход - 5,3

Подшипники валов КПП 141 Камаз -4308, 43253 - В опорах первичного вала применяются шариковые подшипники, для вторичного вала передний роликовый, задний шариковый. Промежуточный вал опирается спереди на роликовый, сзади на двухрядный роликовый сферический подшипники.

Подшипники шестерен - роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник шестерни пятой передачи без сепаратора.

Синхронизаторы - инерционного типа, пальчиковые с латунными конусными кольцами

Шестерни с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи заднего хода, постоянного зацепления.

Система смазывания КПП 141– комбинированная, все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетающего устройства.

Отбор мощности - от основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323-66; с правой стороны – от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой - от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала; возможна установка КОМ вместо верхней крышки КПП.

Управление коробкой передач Камаз 141 - механическое, с дистанционным приводом

Спидометр - привод спидометра двухступенчатый, состоит из постоянной червячной пары и сменной пары цилиндрических прямозубых шестерен.

Коробка передач Камаз-141 (модификация Камаз-142) состоит из следующих основных сборочных единиц: картера 34 (Рис.1) коробки передач, в котором смонтированы первичный 3, вторичный 35 и промежуточный 33 валы в сборе с зубчатыми колесами, синхронизаторами и подшипниками, блока зубчатых колес заднего хода, верхней крышки 13 коробки с механизмом переключения передач в сборе.

К переднему торцу картера коробки передач КПП Камаз-141 прикреплен картер 38 сцепления. Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками.

Крышка 6 заднего подшипника первичного вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления.



Рис.1. Коробка передач Камаз 141 (продольный разрез)

1 - вилка выключения сцепления; 2 - вал вилки; 3 - первичный вал; 4 - муфта выключения сцепления; 5 - шланг; 6 - крышка заднего подшипника первичного вала; 7, 14, 17, 26, 28 - болты; 8, 12, 15, 16, 29, 31, 36 - прокладки; 9 - рычаг переключения передач; 10 - опора рычага переключения передач; 11 - регулировочный болт; 13 - верхняя крышка; 18 - задний шариковый подшипник; 19 - червячное колесо привода датчика спидометра; 20 - фланец крепления карданного вала; 21 - гайка крепления фланца; 22 - крышка заднего подшипника вторичного вала; 23 - зубчатое колесо привода датчика спидометра; 24 - крышка подшипника; 25 - шайба; 27 - сферический роликовый подшипник; 30 - стакан подшипника; 32 - пробка сливного отверстия; 33 — промежуточный вал; 34 -картер коробки передач; 35 - вторичный вал; 37 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 -картер сцепления

Во внутреннюю полость крышки 6 вставлены две манжеты. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку.

Внутренняя полость большого диаметра предназначена для размещения в ней маслонагнетающего устройства; спиральные лопатки на торце этой полости препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, а значит, способствуют повышению избыточного давления масла в полости нагнетания.

В верхней части крышки КПП 141 Камаз-4308, 43253 имеется отверстие для подвода масла из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания.

Крышка 22 заднего подшипника вторичного вала прикреплена к заднему торцу картера коробки передач, центрируется по наружной обойме заднего подшипника 18 вторичного вала.

В задней части крышки КПП-141 Камаз-4308, 43253 установлена манжета с пылесборником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка. В крышке заднего подшипника вторичного вала установлены зубчатые колеса привода датчика спидометра. Полость крышки должна быть заполнена смазкой.

Фланец крепления карданного вала может выполняться в двух вариантах - круглым, либо с торцовыми шлицами.

В опоре рычага переключения передач возможна установка датчика типа ВК-403 включения нейтральной передачи в коробке.

В приливах правой стенки коробки передач Камаз-141 выполнена расточка, в которую запрессована ось блока зубчатых колес заднего хода. От выпадения ось предохраняется стопорной шайбой, привернутой болтом, имеющим отверстие, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение от вытекания смазочного материала.

В нижней части картера КПП-141 Камаз в бобышках ввернуты пробки 6 и 32 (Рис. 1) сливных отверстий; в пробку вмонтирован магнит, который улавливает металлические частицы, находящиеся в масле.

Во внутренней полости картера, в передней части левой стенки, примыкающей к переднему торцу картера, отлит маслонакопитель, куда при вращении зубчатых колес забрасывается масло, которое затем через отверстие в передней стенке картера поступает в полость крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо.

Зубчатые колеса коробки передач Камаз 141 скомплектованы попарно с сопрягаемыми зубчатыми колесами по пятну контакта.

Первичный вал коробки передач Камаз-141 выполнен как одно целое с зубчатым колесом; его передней опорой является шариковый подшипник, расположенный в расточке коленчатого вала. Полость подшипника заполняется смазкой и уплотняется манжетой.

На задний конец вала КПП-141 Камаз-4308, 43253 с упором в торец зубчатого колеса установлены шариковый подшипник и маслонагнетающее кольцо, стопорящееся от проворачивания на валу шариком. Пакет стягивается кольцевой гайкой, поясок которой вдавливается в пазы вала.

Центрирующий диаметр вала, выполненный под муфту выключения сцепления 142) составляет 54,9 мм, под муфту сцепления Камаз MFZ 430 - 60 мм.

Свободный ход первичного вала регулируется набором стальных прокладок 8 (Рис. 1) толщиной 0,2 мм и 0,3 мм, устанавливаемых между торцами первичного вала и наружной обоймой подшипника.

Промежуточный вал КПП 141 Камаз выполнен как одно целое с венцами зубчатых колес первой, второй передач и передачи заднего хода.

На переднем конце вала напрессованы и закреплены от проворота сегментными шпонками зубчатые колеса третьей и четвертой передач и зубчатое колесо привода промежуточного вала.

Вторичный вал КПП 141 Камаз в сборе с зубчатыми колесами и синхронизаторами установлен соосно с первичным валом. На переднем конце вала размещен подшипник с приставным внутренним кольцом.

Все зубчатые колеса вала установлены на роликовых подшипниках, из которых под­шипник зубчатого колеса четвертой передачи насыпной, без сепаратора.

Зубчатые колеса четвертой и третьей передач КПП 141 Камаз-4308, 43253 в осевом направлении закреплены упорной шайбой с внутренними шлицами, которая установлена в выточке вала так, что ее шлицы расположены против шлицев вала, и застопорена от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой.

По оси вала КПП 141 Камаз-4308, 43253 просверлен канал для подвода смазочного материала по радиальным отверстиям к подшипникам зубчатых колес. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на первичном валу.

 

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________